Бог един и он не один

Хендрик ван Бален. Откуда Церковь знает это? Примерное время чтения: 12 мин. В преддверии праздника мы решили разобраться с самыми частыми вопросами о, пожалуй, самом сложном христианском догмате: догмате о троичности Бога. В скольких Богов верят христиане? Вкратце: Христианская церковь верит в одного Бога, который един по сути, но троичен в Лицах.

А теперь немного подробнее. Но из тех же книг и святых толкований к ним следует, что Он един, не в том смысле, в каком мы можем сказать это о любом человеческом существе. Бог един, но Он не один. Он триедин: в Нем три Божественные Ипостаси, или Личности. Каждая из Личностей - это Бог во всей Его полноте, весь Бог. Каждая Ипостась Троицы обладает всей Божественной силой, всей властью, всей славой и т.д.

Каждое действие Святой Троицы совершается всеми тремя Лицами, поэтому православные богословы говорят о едином действии и единой воле трех Ипостасей. Тем не менее, это именно три самостоятельные Личности, а не три, скажем, "маски", в которые Божество попеременно облекается и в которых являет Себя. Троица Бога упоминается в Символе веры, ключевой догматической формуле веры, утвержденной на первых двух Вселенских соборах XII века нашей эры.

Бог един, но троичен - может ли это понять обычный верующий, не богослов? Чтобы помочь верующим приблизиться к пониманию тайны Святой Троицы, отцы Церкви предлагали аналогии из нашего земного мира.

Например, Григорий Богослов приводил примеры с солнцем, его светом и теплом, а также с водным источником, ручьем и рекой; Василий Великий - с радугой, разделенной на полосы разных цветов; Блаженный Августин - с человеческим разумом, мыслью и словом; Дионисий Ареопагит - с тремя свечами, дающими один свет. Но ко всем подобным "иллюстрациям", заимствованным из земного мира, следует относиться как к весьма несовершенным метафорам, понимая, что они неточно описывают взаимоотношения трех Божественных Лиц и не позволяют нам по-настоящему проникнуть в тайну бытия Троицы.

Почему догмат о Троице так важен для христиан? Проще говоря, он так важен потому, что является основой христианского мировоззрения, движущей силой и смыслом нашей жизни. Из Евангелия мы знаем: Бог есть любовь 1 Ин. Любовь - это не просто одна из характеристик Бога, не просто Его отношение к сотворенным существам, но ключевой принцип Божьего бытия.

Бог есть любовь всегда, Он был любовью и до сотворения мира, и Он останется любовью и после того, как сгорит земля и все дела на ней 2 Пет Существование мира вовсе не является необходимым условием для того, чтобы Бог был любовью.

Он уже сам по себе является любовью. Но в любви всегда есть по крайней мере две стороны, которые любят друг друга. И, если Бог действительно есть любовь, Он не может быть замкнутой в себе личностью, как считал, например, известный философ и ученый Готфрид Лейбниц. Он должен быть, по крайней мере, двуединой личностью. Мы привыкли и понимаем ситуацию, когда два человека любят друг друга. Возможно, нам будет немного легче разобраться в этом, если мы посмотрим на семью, в которой есть отец, мать и ребенок.

Мать и отец любят друг друга, но они не закрываются друг от друга полностью, а щедро делятся этой любовью с третьим - ребенком или детьми, если их несколько. Бывает, что у супружеской пары нет детей, но и тогда их любовь может изливаться на кого-то другого, будь то приемный ребенок, престарелые родители или даже какой-то незнакомый человек, которому нужна помощь, именно так, раздавая себя нуждающимся, жили бездетные великий князь Сергей Александрович Романов и его жена Елизавета Федоровна.

Конечно, человеческие отношения не могут быть напрямую спроецированы на божественную реальность. Тем не менее, пример семьи показывает, что у настоящей любви не может быть "третьего лишнего". <Любовь в мире предполагает в качестве своего источника и цели вечную совершенную любовь между несколькими Божественными Личностями. Мы, конечно, никогда не сможем исчерпывающе объяснить, почему Бог троичен: человеческий разум не в состоянии постичь тайну божественного бытия. Богословы лишь пытаются описать взаимоотношения трех Ипостасей имеющимися в их распоряжении словами и понять, что это означает для Церкви и для каждого христианина.

В конце концов, что мы можем сказать о Нем? Святой Дух, как Ипостась Святой Троицы, очевидно, непознаваем для нас. Но Он познаваем как Тот, Кто действует в Церкви, Кто совершает в ней таинства, Кто передает верующим Божественную благодать. Эта благодать, конечно, та же самая, что и благодать Сына и Отца, но она достигает нас в ипостаси Святого Духа. Кажется, в Библии очень мало мест, на которых можно твердо стоять, утверждая, что Бог - Троица?

На самом деле их не так много, но это не значит, что мы должны меньше доверять им, поскольку истинность тех или иных положений христианской доктрины не определяется исключительно количеством библейских цитат, которые их подтверждают.

Апостол Павел говорит, что в Библии есть несколько мест, на которых можно твердо утверждать, что Бог есть Троица.

Апостол Павел говорит: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности 2 Тим. В Ветхом Завете мы находим в основном неявные указания, как бы намеки, на то, что Бог триедин.

Намек на это содержится уже в самой первой строке Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю Бытие: В древнееврейском оригинале здесь используется слово "Элохим" - буквально оно означает "Боги", множественное число от "Элоах" Бог. Но глагол "сотворил" "бара" стоит в единственном числе. Это уже похоже на подсказку: Бог и един, и множественен одновременно. В той же книге Бытия есть очень красноречивый эпизод, который библейски называется "гостеприимство Авраама".

В нем описывается событие явления Господа ветхозаветному праведнику Аврааму у дуба Мамре в виде трех человек Бытие Авраам принимает троих - и обращается к ним единым именем "Господь".

Кроме того, говоря о ветхозаветных упоминаниях о троичности Бога, богословы обычно указывают на одно из видений пророка Исайи: серафимы особый чин ангелов летают вокруг престола Божьего и славят Бога троекратным пением: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! Что именно говорит Новый Завет о Троице?

В книгах Нового Завета только в двух местах прямо говорится о трех Личностях Бога. Первое - в Евангелии от Матфея. Богословы традиционно обращают внимание на то, что там упоминается только одно имя, но три Личности.

И второе - в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. Правда, с этими строками есть сложность - возможно, их не было в первоначальном тексте Послания. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке - ни в Синаитском кодексе, ни в Ватиканском кодексе, датируемом IV веком, ни в Александрийском кодексе V века.

Древние Отцы Церкви, за редким исключением, не цитировали этот стих. Именно поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этого стиха. Однако существуют достаточно весомые аргументы в пользу подлинности этого стиха, отмечает доктор богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Олег Давыденков. Установлено, в частности, что спорные строки содержались в так называемой Итале - старолатинском переводе Библии, сделанном во II-III веке с греческого оригинала.

Стих также встречается во многих сирийских и армянских древних рукописях. Возможно, что эти строки исчезли из греческих рукописей благодаря усилиям ариан, предполагает отец Олег. Ариане были последователями Ария, александрийского еретика, который считал Иисуса Христа не Богом, а лишь высшим из творений Бога. В течение нескольких десятилетий четвертого века ариане играли доминирующую роль в той части Церкви, которая находилась на востоке Римской империи, включая территории Греции и современной Турции.

На Западе, однако, арианская ересь никогда не имела серьезной поддержки. Возможно, именно поэтому строки о "трех небесных свидетелях" сохранились в старом латинском переводе Библии и в тех переводах, которые были сделаны с латыни.

Вот почему сохранились строки о "трех небесных свидетелях".

Мы говорили только о прямых упоминаниях Нового Завета о триединстве Бога. А есть множество косвенных, но не менее важных. Например, все Евангелия рассказывают о Крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан, во время которого произошло уникальное событие: явление всей Святой Троицы. В честь этого события Церковь установила особый праздник, который так и назывался - Богоявление или Крещение Господне, и в своем тропаре - особом песнопении, объясняющем смысл празднуемого события, - провозгласила: "Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, открылось обожение Пресвятой Троицы: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя Сыном возлюбленным, и Дух в виде голубя подтвердил истину слова сего" Русский перевод церковнославянского текста.

Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Святого Духа Богом, но Его божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других книгах Нового Завета.

В своей прощальной беседе с учениками Господь Иисус Христос называет Святого Духа другим Утешителем, Который пребудет с апостолами вовек и научит... всему Ин,

В книге Деяний Петр обличает Ананию, который пытался обмануть своих собратьев-христиан, и говорит: Почему ты позволил сатане вложить в твое сердце мысль солгать Святому Духу и утаить от цены земли?

Ты солгал не человекам, но Богу Деян. 4. Иногда можно услышать, что все подобные свидетельства собраны в одном месте, в Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит, что Я и Отец - одно Jn , тот, кто видел Меня, видел Отца Jn , здесь Он принимает исповедание апостола Фомы - мой Господь и мой Бог! <Если бы даже это Евангелие было единственным основанием для нашей веры в божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера не была бы поколеблена. Но на самом деле такие свидетельства разбросаны по всему Новому Завету. Вспомните, например, притчу о Страшном суде, в которой Сам Христос, называющий Себя Сыном Человеческим, восседающий на престоле славы, оказывается Судьей всех народов и Господом ангелов Mt - Вспомните отрывок из Евангелия от Луки, когда Спаситель исцеляет десять прокаженных и, удивленный тем, что только один из них вернулся поблагодарить Его, произносит: Не десять ли очистили?

А где же девять? Как они не вернулись воздать славу Богу, кроме этого иноземца? Лк - Вспомним, наконец, апостола Павла, который пишет галатам, что Евангелие, которое он проповедует, не человеческое, ибо он получил его и научился ему не от человека, но через откровение Иисуса Христа Гал -12 , колоссянам - что во Христе обитает вся полнота Божества телесно Кол -10 , Римлянам - что Христос есть "Бог над всем, благословенный во веки веков" Роман Получается, что для того, чтобы вывести учение о Троице из Библии, нужно соединить отрывки из разных книг и даже придумать слово "Троица"... Разве здесь нет натяжки?

Не "догадываемся" ли мы за авторов Писания? Действительно, сам термин "Троица" не встречается в Писании. Но доктрина Троицы - далеко не единственная, вызывающая подобные трудности.

В IV веке, когда христиане говорили о "единстве" Лиц Святой Троицы, и в V веке, когда отцы Халкидонского собора сформулировали свое учение о "нераздельном, неразлучном, неслиянном и неизменном" соединении человеческой и божественной природ в воплощенном Сыне Божьем, мы задавались вопросом: могли ли богословы использовать термины, которые - в буквальном смысле - не существуют в Писании?

А ведь критерием истинности Предания является соответствие догматических формулировок, записанных в нем, библейскому тексту. Не буквальное соответствие, а непротиворечивость. В богословских спорах последующих эпох Церковь уточняла точные формулировки, обсуждая, какие места Писания указывают на триединство Бога, но никогда не ставила под сомнение принцип триединства Бога.

Это один из немногих вопросов, по которым православные, католики и протестанты никогда не расходились во мнениях. Редакторы "Фомы" благодарят протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской православной церкви и профессора Московской духовной академии, и протоиерея Николая Емельянова, проректора Православного Свято-Тихоновского богословского института, за помощь в подготовке материала.

Навигация

thoughts on “Бог един и он не один

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *