Данилевский россия и европа анализ

Цивилизационный подход к истории. Николай Данилевский - гений русской философии и истории: От себя: Все, о чем пишет Н. Данилевский, актуально и сейчас! Тем, кто хочет понять, кто мы и что с нами происходит, а также роль западной цивилизации в том, что с нами происходит, советую внимательно изучить этот материал!

Вы все поймете и сделаете правильные выводы! Основные идеи Данилевского отражены в работе "Россия и Европа", в которой он изложил теорию культурно-исторических типов. Согласно этой теории, нет и не может быть универсальной цивилизации, есть только различные культурно-исторические типы цивилизаций.

Суть этой концепции в самом общем виде состоит в том, что человеческая история есть не что иное, как совокупность не связанных между собой человеческих цивилизаций.

Данилевский противопоставил концепции единства мировой истории биологическую модель исторического процесса, отвергая существование общечеловеческих идеалов.

Опираясь на теорию культурно-исторических типов, можно говорить не о едином универсальном процессе, а о множестве конкретных культурных типов.

Согласно теории культурно-исторических типов.

Данилевский выделял в общей сложности 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский или аравийский, романо-германский или европейский. Данилевский сосредоточился на германо-романском и славянском типах, считая славянский тип более перспективным и предсказывая, что в будущем славяне под руководством России займут на исторической сцене место германо-романского типа, который находится в упадке.

Данилевский предсказывает, что на смену Европе должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом. Для развития культурно-исторических типов, или цивилизаций, необходимо выполнение определенных условий, которые, впрочем, Данилевский называет законами исторического развития. К ним он относит: 1 наличие одного или нескольких языков, с помощью которых племя или семья народов могли общаться друг с другом; 2 политическую независимость, которая создает условия для свободного и естественного развития; 3 самобытность каждого культурно-исторического типа, который развивается под большим или меньшим влиянием чужих, предшествующих или современных цивилизаций; 4 цивилизация, присущая каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны составляющие ее этнографические элементы.

Цивилизационный подход впоследствии наполнился новым содержанием, но его основы, сформулированные Данилевским, остались по сути неизменными. Шпенглер представляет его как множество независимых друг от друга культур, лежащих в основе и определяющих государственные образования. Единой мировой культуры нет и быть не может. Всего немецкий философ насчитывает восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, аполлоническая греко-римская, магическая византийско-арабская, фаустовская западноевропейская и культура майя.

На подходе зарождающаяся русско-сибирская культура. Возраст каждой культуры зависит от ее внутреннего жизненного цикла и охватывает примерно тысячу лет. Завершая свой цикл, культура умирает и переходит в состояние цивилизации. Принципиальное различие между культурой и цивилизацией заключается в том, что последняя является синонимом бездушного интеллекта, мертвого "продолжения", тогда как первая - это жизнь, творчество и развитие.

Цивилизационный подход Тойнби проявляется в понимании социально-исторического развития человечества в духе цикла локальных цивилизаций. Вслед за своими предшественниками Тойнби отрицает существование единой истории человечества и признает лишь отдельные, не связанные между собой замкнутые цивилизации. Сначала он насчитал 21 цивилизацию, а затем ограничил их число 13, не считая вторичных цивилизаций, которые не состоялись или не получили должного развития.

Все существовавшие и существующие цивилизации по сути своей равнозначны и равноценны в количественном и стоимостном отношении. Каждая из них проходит один и тот же цикл развития - возникновение, рост, надлом и упадок, в результате которого она погибает. Одинаковыми, по сути, являются социальные и иные процессы, происходящие в каждой цивилизации, что позволяет сформулировать некоторые эмпирические законы общественного развития, на основании которых можно знать и даже предсказывать его ход. <Так, по мнению Тойнби, движущей силой общественного развития является "творческое меньшинство" или "мыслящая элита", которая, учитывая сложившиеся в обществе условия, принимает соответствующие решения и заставляет остальное население, по сути инертное и неспособное к творческой оригинальной деятельности, реализовывать их силой убеждения и авторитета или насилием. Развитие и расцвет цивилизации напрямую зависит от способности "творческого меньшинства" служить своего рода образцом для инертного большинства и увлекать его за собой своим интеллектуальным, духовным и административным авторитетом.

Если "элита" не способна оптимально решить очередную социально-экономическую проблему, поставленную ходом исторического развития, то из "творческого меньшинства" она превращается в доминирующее меньшинство, которое навязывает свои решения не убеждением, а силой.

Такая ситуация приводит к ослаблению основ цивилизации, а впоследствии и к ее гибели. В двадцатом веке, по мнению Тойнби, выжили только пять крупных цивилизаций: Китайская, Индийская, Исламская, Российская и Западная. Данилевский, как и славянофилы, считал, что европейская и славянская государственность происходят из разных корней, и дополнил славянофильское обоснование особого пути развития России системой научно обоснованных доказательств, введя в свою концепцию органическую теорию и разделив абстрактную мораль и реальную государственную политику, но именно эти дополнения вызвали наибольшие нарекания со стороны славянофилов.

Основываясь на географическом детерминизме, он обращал внимание на роль внешних факторов в формировании государства. При этом он учитывал большие географические просторы, различия в социально-экономическом развитии регионов, обусловленные природно-климатическими условиями, фактор внешней опасности и т.д.

В России необходима сильная власть и строгая централизация, и в соответствии с этой целью "государство должно принять форму единого централизованного политического целого там, где опасность еще велика, но может принять форму более или менее слабо связанных федеративными связями отдельных частей там, где опасность мала".

Государство должно иметь форму единого централизованного политического целого, где опасность еще велика, но может иметь форму более или менее слабо связанных федеральными связями отдельных частей, где опасность невелика. Данилевский был убежден в необходимости сохранения неограниченной монархии, отмечая, что самодержец в России, при всей полноте своей власти, все же не мог распространить эту власть на "царство духа, царство веры".

Это ограничение является единственно возможным, поскольку ни конституция, ни парламент в России "не будут иметь и не могут иметь иной опоры, кроме той же царской воли, которую они должны ограничить. Каким же образом они могут ограничить эту самую волю, на которую только и можно опереться? Конституция и парламент, с точки зрения Данилевского, возможны в России "только как мистификация, как комедия".

После смерти Данилевского на страницах "Вестника Европы" и "Русского вестника" по всей России и Европе разгорелась полемика между В. Соловьевым и Страховым. Страхов считал, что книга завершает славянофильскую доктрину, являясь кульминацией развития славянофильской идеи. Идеи Данилевского вызвали интерес К. Леонтьева, который считал себя его учеником, Ф.

Ф. <Достоевского, К. Бестужева-Рюмина, Д. Хомякова, В. Розанова, П. Сорокина, В. Шубарта, а также критические отклики Н. Кареева, П. Милюкова, Н. Михайловского, К. Тимирязева; они предвосхитили построения западных мыслителей О.

Идеи Данилевского интересовали также.

Шпенглера, А. Тойнби и др. Данилевский Николай Яковлевич - естествоиспытатель, философ, публицист, культуролог Из дворян. Отец - Яков Иванович Д. В Данилевский поступил в Императорский Царскосельский лицей, который окончил в ; служил в канцелярии Военного министерства, одновременно являясь вольнослушателем естественного факультета Петербургского университета, где получил степень кандидата.

Публиковался в "Отечественных записках". Сдал магистерские экзамены. Весной-летом изучал флору черноземной зоны европейской части России, готовил диссертацию. С мая посещал кружок М.В.. В июне был арестован в Тульской губернии, доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость за связь с петрашевцами. В ноябре был освобожден, затем сослан в Вологду под надзор полиции. В Самаре. В Департаменте земледелия Министерства государственных имуществ.

Участвовал в ряде научных экспедиций. В 1991 году был назначен директором Никитского ботанического сада. В начале года начал писать работу "Дарвинизм. Критическое исследование", которую он определил как "естественную теологию", обобщив аргументы антидарвинистов с точки зрения эволюции.

Работа не была завершена из-за безвременной кончины Данилевского. Литература: Семенов П. Данилевский, СПб. Борьба с Западом в нашей литературе.

Данилевский.

Киев, Разложение славянофильства Данилевского, Леонтьев, В.В. Русские мыслители: Ап. Григорьев, Н. Данилевский, Н. Страхов Филос. науки. 19 век Михеев В. Оригинальные идеи Н. Востока, Россия и славянство: Философская и политическая публицистика.

Духовная проза Философия истории Н. Консервативная концепция российской государственности. Роль художественного творчества в Н. Самара, ; Балуев Б. Споры о судьбах России: Н. Данилевский и его книга "Россия и Европа". Тверь, ; Данилевский: Конфликт интерпретаций. Теория культурно-исторических типов: pro et contra.

Бухарест, ; Мак-Мастер Р.

.

Навигация

thoughts on “Данилевский россия и европа анализ

  1. Я могу проконсультировать Вас по этому вопросу и специально зарегистрировался, чтобы поучаствовать в обсуждении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *