Факты о московском метро

Московское метро: 80 лет историй, фактов и легенд Пятница, 15 мая Ровно 80 лет назад, 16 мая, Московский метрополитен открыл свои двери, и жители столицы впервые прокатились на поезде под землей. Начало было положено, была открыта первая линия - от "Сокольников" до "Парка культуры" с ответвлением на "Смоленскую", всего 13 станций.

Сейчас метро состоит из 12 линий и станций, и это количество увеличивается с каждым годом. Давайте попробуем проследить историю московского метро с самого начала, погружаясь в каждую эпоху, наполненную своими историями и фактами. На самом деле идея строительства метро в Москве возникла еще до революции, в году. Москва старалась не отставать от Европы и Америки, и фактически первое метро в мире было открыто в Лондоне в том же году.

Строительством занималась фирма Metropolitan Rail-Way, поэтому с тех пор метро в каждом городе мира стало называться метро. За Лондоном последовали мегаполисы и других стран, с по год метро было запущено в Чикаго, Будапеште, Глазго, Бостоне, Вене и Париже.

И так, в году московские инженеры и архитекторы представили свои проекты городской железной дороги, наиболее пристально власти рассматривали предложения инженера П. Балинского и архитектора Е. Они предложили построить две радиальные линии и одну кольцевую.

В году московские инженеры и архитекторы представили свои проекты городской железной дороги, наиболее пристально власти рассматривали предложения инженера П. Балинского и архитектора Е. Балинского.

Большинство линий проектировалось наземными, и только в районах наиболее плотной застройки - тоннели и эстакады. А главную станцию планировалось разместить непосредственно на Васильевском спуске.

Проект Балинского и Кнорре, год. Однако городские власти восприняли проект враждебно, таксисты боялись остаться без хлеба, духовенство возмущалось - мол, метро под храмами - это высшая степень кощунства. И непонятно, где взять на все это деньги, не говоря уже об опыте эксплуатации метро. В итоге в августе этого года горсовет отрезал: "Домогательства господина Балинского отклонить".

Но город рос все быстрее и быстрее, к году он уже набрал 2 миллиона, и теперь власти сами инициировали строительство метро. Но Первая мировая война и революции сорвали эти амбициозные планы, и новые "хозяева города" вспомнили о них только в середине двадцатых годов. Первыми с проектами выступили инженер Болдырев и архитектор Владимиров.

Эстакада Московской железной дороги. Инженер-строитель А. Болдырев, архитектор В. Очень напоминают станции парижского метро. Но проекты Болдырева и Владимирова были отвергнуты, и только в году был создан Метрострой, и началось проектирование станций первой линии метро.

Московские железные дороги.

От Сокольников до Парка на метро В том же году был заложен первый ствол, через 4 года первая линия была полностью построена, и вот 16 мая того же года состоялось ее торжественное открытие.

В том же году.

Не нужно было больше толкаться в переполненных трамваях или стоять в пробках на Мясницкой улице - всего за 20 минут можно было преодолеть половину города.

Схема первой линии метро, год. В те годы линия была раздвоенной: от станции "Охотный ряд" шла вилочная линия к "Парку культуры" и "Смоленской". Всего было 13 станций. Но самое главное, что метро в Москве - это не просто утилитарное сооружение, безликая подземка, а каждая станция - выдающееся произведение архитектуры.

Станцию "Комсомольская" строили многие известные архитекторы сталинского времени - Дмитрий Чечулин, который позже построил высотку на Котельнической набережной, гостиницу "Россия" и Белый дом. Красные ворота - Иван Фомин, который также строил жилые дома в Петербурге начала XX века, но прославился в Москве в эпоху конструктивизма. <Но отдельно хотелось бы упомянуть архитектора Алексея Душкина, создателя станции "Дворец Советов", нынешней "Кропоткинской". Почти заброшенный на Лубянку, Алексей Душкин вырос в Харькове, а в Москву его пригласили как участника конкурса на проектирование Дворца Советов.

Но прославился он именно как метростроитель. Когда Каганович демонстрировал только что открывшееся метро иностранной делегации, его спросили, где находится автор станции "Дворец Советов". Стали выяснять, и оказалось, что он влип в нелепую историю. Однажды он гулял по Москве, одетый на английский манер - в костюме, шляпе и ботинках, а паспорт забыл дома. Сотрудникам КГБ его внешний вид показался подозрительным, и они решили, что он может быть иностранным шпионом. <Они> отвезли его прямо на Лубянку и посадили в карцер. Ну, а если кто-то попадал на Лубянку, то выхода не было. И вот его отправили в Бутырскую тюрьму, где он провел два месяца, и если бы не иностранная делегация, кто знает, как бы сложилась его жизнь. А так, с помощью Кагановича, его освободили и представили иностранным гостям.

А станция "Кропоткинская" - это только начало его творческого пути, мы еще вспомним, что он построил дальше. Но об этом позже. Станция "Кропоткинская", не дождавшись Дворца Советов, была удостоена всевозможных европейских и американских премий, а источником вдохновения Душкин избрал древнеегипетские храмы с колоннами в форме лотоса. По легенде, когда Каганович увидел проект, его возмутило такое сходство, но архитектора это не смутило: "У них дворцы для фараонов, а у нас для народа!

Чиновники не верили, что трубчатые светильники смогут осветить весь зал станции, и попросили Душкина скорректировать проект и добавить подвесные лампочки, как на некоторых других станциях.

Душкин настоял на своем, и во время строительства и перед следующей комиссией он приказал сделать временную проводку и фанерный цоколь, а также подключить к нему необходимое количество ламп.

Душкин подтвердил свое решение, и во время строительства он также приказал, чтобы установке предшествовала пробная демонстрация ламп.

Первичная демонстрация освещения поразила комиссию, и вариант с подвешиванием светящихся шаров больше не рассматривался. Увы, первоначальная идея освещения нарушилась после недавней замены старых ламп на флуоресцентные.

Светильники теперь намного лучше старых.

Они стали намного ярче, просто освещая своды станции. Мягкое ровное освещение и таинственная воздушная легкость исчезли. В те годы никто не сомневался, что будет достроен сам Дворец Советов, и одноименной станции отводилась особая роль. Она должна была быть постоянно занята, заполнена иностранными делегациями и другими гостями дворца.

Поэтому платформа станции значительно шире, чем у других колонных станций первой очереди. Кропоткинская" гораздо просторнее "Сокольников", "Красносельской", "Парка Культуры", "Смоленской" и даже "Комсомольской" с ее тремя станциями. Рельсы между Библиотекой имени Ленина и Кропоткинской проходят на небольшой глубине почти под стенами Музея изобразительных искусств имени Пушкина, и когда поезд проходил через этот участок, музей и его экспонаты подвергались вибрации.

Эта проблема была устранена только в 1920-х годах, когда пути были реконструированы. Обратите внимание на первоначальную отделку путевых стен - шестиугольная метлахская плитка. Как правило, путевые стены станций первой линии были облицованы квадратными плитками, но на станции "Смоленская" нынешней Филёвской линии можно увидеть метлахскую плитку в форме сот.

Метлахская плитка на стене станции "Смоленская". Фото из Живого Журнала: russos. Работники Метростроя обратились к начальству с предложением использовать плитку для украшения стен станции, и Каганович дал добро. Говорят, что количество плиток превысило сто тысяч штук, так что хватило их не только на одну "Смоленскую". На той же станции Дворец Советов, как вы уже видели выше, стены были отделаны такой же плиткой. Но все это, конечно, красивая легенда Но не все станции Сокольнической линии в том году выглядели так же, как сейчас.

А некоторые и вовсе неузнаваемы. Во-первых, "Дзержинская" и "Кировская" - это нынешние станции "Лубянка" и "Чистые пруды". На этих станциях не было длинных сквозных центральных залов, а были очень короткие эскалаторы, которые позволяли выходить на пути. На каждой станции было по одному эскалатору. Станция "Дзержинская" до реконструкции. Напоминает лондонское метро. Три арки и пилоны между ними - все, что осталось от первоначальной архитектуры Лубянки.

А это - вся длина центрального зала станции "Кировская", вид с эскалатора. Лишь в е годы станции приобрели свой нынешний вид, с центральными залами. Но если в случае со станцией "Кировская" первоначальная архитектурная идея была сохранена, ритм существующих арок был продлен, то станции "Дзержинская" повезло гораздо меньше, она превратилась в невыразительную станцию х годов, и от нее в старом оформлении остался лишь кусочек.

На других станциях изменились лишь детали. Например, на "Охотном ряду" изначально, когда еще не было переходного зала в центре театра, были светильники: К юбилею станции оригинальную кафельную плитку путевых стен заменили на мрамор, небольшой фрагмент оставили на память: На втором этапе в году открылась часть нынешней Арбатско-Покровской линии со станциями "Курская" и "Площадь Революции", в те годы - "Площадь Свердлова".

В том же году к ним добавилось ответвление от первой линии со станциями "Киевская", "Смоленская", "Арбатская" и "Улица Коминтерна" Александровского сада. В том же году открылась третья линия, нынешняя Замоскворецкая, со станциями от "Театральной" до "Сокола".

Интересно, что в те годы в районе станции "Сокол" не было городских домов, вокруг вестибюля метро стояли деревянные полудеревенские постройки: При чем здесь дирижабль? Станция "Маяковская" - вершина творчества Алексея Душкина, шедевр советского арт-деко. Интересно, что в разработке проекта станции принимал участие авиаконструктор А. Путилин, а металлоконструкции, ставшие основой станции, были изготовлены на заводе "Дирижаблестрой" в Долгопрудном.

Следует отметить, что в том же году был спроектирован цельнометаллический дирижабль "Циолковский", но в итоге, после крушения "Цеппелина", от этой идеи отказались, и, по легенде, гофрированный металлический корпус был разрезан на полосы, которые и стали арками "Маяковской". <На самом деле это не так, но станки, изготавливающие гофрированную сталь, были построены специально для дирижабля Циолковского, и с их помощью были изготовлены арки для станции Маяковская, которые стали не только декоративными элементами, но и основой для конструкции, поддерживающей крышу станции. Летающая модель цельнометаллического дирижабля "Циолковский". Станция "Маяковская" Мозаики, украшающие ниши свода станции, были выполнены ленинградским художником-мозаичистом Владимиром Фроловым по эскизам Александра Дейнеки.

Всего таких панно 35, и на каждом из них изображено "окно в небо", с определенными сюжетами, одна из главных тем - авиация. Отдельно хотелось бы упомянуть станцию "Площадь Революции", знаменитую своими скульптурами советских людей, начиная с участников революции и заканчивая "Счастливого мирного социализма" года.

Чтобы вписать скульптуры в арки, их пришлось "согнуть", и люди быстро придумали объяснение "все советские люди либо сидят, либо стоят на коленях". Всего скульптур 76, первоначально их было 80, 4 были демонтированы во время строительства второго выхода.

Всего скульптур 20.

Всего 20 скульптур, 18 из них повторяются четыре раза, а оставшиеся две - два раза. Документальных подтверждений мы пока не нашли, но, согласно многочисленным источникам, во время войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, а затем возвращены на место.

Навигация

thoughts on “Факты о московском метро

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *