Критерии оценки детей с ограниченными возможностями

Общие положения 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, далее - Стандарт, представляет собой совокупность обязательных требований к реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, далее - АООП НОО в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, далее - организация.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами далее - обучающиеся с ОВЗ. АООП для обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Положения настоящего Стандарта могут быть использованы родителями и законными представителями при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования далее ЕГЭ в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации [1] и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка [2] и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Стандарт включает требования к [1]: [1] часть 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря. Стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

Стандарт основан на требованиях Российской Федерации.

Стандарт является основой для объективной оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям. Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности, нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, включая их социальное и эмоциональное благополучие; формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ образования обучающихся с ОВЗ.

Стандарт устанавливает сроки освоения АООП от четырех до шести лет для различных групп обучающихся с ОВЗ дифференцированно, с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту. Стандарт предусматривает возможность гибкого изменения образовательного маршрута, программ и условий реализации АООП для обучающихся с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии далее - ПМПК и мнения законных представителей родителей. <1> ПООП реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных учебных планов, обеспечивающих освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [1]. На основе Стандарта организация может разработать один или несколько вариантов АООП в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Реализация АООП может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях [1]. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Организационный раздел включает цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП.

Организационный раздел включает: учебный план НОО, в том числе предметные и коррекционно-развивающие области, области внеурочной деятельности; систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности, в частности, специфику целей изучения отдельных предметов и курсов коррекционно-развивающих областей, соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

.

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальное количество аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по уровням классов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяются организацией. Учебный план обеспечивает возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик в составе Российской Федерации и родного языка народов Российской Федерации, а также устанавливает количество классов для их изучения по ступеням обучения и годам.

Количество учебных предметов в 4 учебном году не может превышать 3 часов, в 5 учебном году - более 3 часов, в 6 учебном году - более 4 часов. В целях удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: классы для углубленного изучения отдельных обязательных предметов; классы, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные; увеличение часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части; введение учебных курсов, удовлетворяющих особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и не

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна содержать: описание ценностных ориентаций содержания образования при получении НОО; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ.

Уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ при получении ЭАЛ должен определяться на этапе завершения образования. Программы отдельных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе: требований к результатам освоения АООП; программы формирования универсальных учебных действий базового уровня. Программа духовно-нравственного развития должна строиться на основе ключевых целей образования, базовых национальных ценностей российского общества.

Программа духовно-нравственного развития должна обеспечивать: создание системы учебных действий, позволяющих обучающемуся освоить и использовать на практике полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей внутриклассную, внеклассную и внешкольную работу и учитывающей историческую, культурную, этническую и региональную специфику.

Программа духовно-нравственного развития должна включать: цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания социальных компетенций, поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формы организации работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна предусматривать [1]: [1] Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками их физического и или психического развития; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий по удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включая психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся; корректировку системы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, устанавливать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии, процедуры и состав оценочных средств, формы представления результатов, условия и границы действия системы оценки, обеспечивающие приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Учащийся с ограниченными возможностями здоровья имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах. Программа внеурочной деятельности включает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другие. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.

Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие с социальными партнерами. Система условий должна включать: описание существующих условий: кадровое, финансовое, материально-техническое, включая учебно-методическое и информационное обеспечение; контроль за состоянием системы условий.

Система условий должна включать: описание существующих условий: кадровое, финансовое, материально-техническое, включая учебно-методическое и информационное обеспечение.

При отсутствии возможностей для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных муниципальных заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, культуры и спорта. <1> В период каникул используются возможности детского отдыха и оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, созданных на базе организаций и организаций дополнительного образования. Для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в АООП предусмотрены: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

В целях предупреждения переутомления студентов годовой календарный учебный план должен предусматривать равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.

В целях предупреждения переутомления студентов годовой календарный учебный план должен предусматривать равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.

Продолжительность учебных занятий, продолжительность перерывов между уроками и коррекционно-развивающими и внеурочными занятиями определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основе комплексной оценки результатов освоения АООП, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей законных представителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям [1] получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Требования к условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья представляют собой интегративное описание комплекса условий, необходимых для реализации АООП, и структурированы по направлениям ресурсного обеспечения.

Стандарт определяет требования к условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Интегральным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и законных представителей, духовное, нравственное развитие обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Стандарт определяет условия реализации АООП.

Навигация

thoughts on “Критерии оценки детей с ограниченными возможностями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *